Литье по выплавляемым моделям |
В реалиях мастер-модели изготавливают вручную, поскольку мастер чувствует металл, форму будующего изделия, таких мастеров не много,
это настоящие художники или скульпторы, которые задают тон ювелирной моде и создают ювелирные брэнды. Теперь подробнее о литье по выплавляемым моделям. |
Введение · Заготовки ювелирных изделий отливают из золотых, платиновых,серебряных
сплавов. Это золотые сплавы пробы 750, 583 и 585, содержащие никель и цинк, серебро и медь, платиновые сплавы пробы 950,
серебряные сплавы проб 916, 875 и другие литейные сплавы. · Технологический процесс литья по выплавляемым моделям
состоит из следующих этапов : эталон модели, резиновая пресс-форма, восковая модель, литьевая форма, отливка.
Оборудование для литья
· Металл в формы заливают двумя способами: центробежным и вакуумного всасывания. Принудительное заполнение литейных форм при центробежном
способе происходит под действием центробежных сил вращающейся печи. Сущность способа вакуумного всасывания заключается в удалении (выкачивании)
воздуха из литейной формы во время заливки. Давление в форме понижается до 0,75-2,25 Па против атмосферного, создавая таким образом
искусственное избыточное давление жидкого металла на стенки формы. · Какое купить оборудование, какой тип литья предпочтительней,
чтобы выдержать растущие требования к качеству литья и при этом достичь высокой производительности по
выпуску изделий, технологической гибкости, возможности работать с малыми и большими дозами шихты. Большинство ювелирных литейных участков
по инерции еще продолжают эксплуатировать старого класса ручные поворотные установки с резистивными нагревателями или муфелями.
Чтобы обеспечить выполнение заказов в срок приходится отливать на 5-15% продукции больше, чем заявлено, так как некоторые из этих
отлитых заготовок снова попадают в переплав по причине невозможности устранения литейных дефектов. При этом, увеличиваются общие затраты
производства связанные с повышенной трудоемкостью монтажных операций и исправлением дефектов. · При центробежном способе литья
заполнение форм жидким металлом и его кристаллизация происходят под воздействием центробежных сил. Качество литья при этом зависит от
умения точно рассчитывать и управлять параметрами разгона и вращения центрифуги. Скорость вращения центрифуги влияет на время заполнения
формы и на качество поверхности отливки, а разгон с изменяемым ускорением должен задавать непрерывность течения струи в режиме близком к ламинарному режиму.
Для устранения вибраций и механических колебаний необходимо тщательно перед процессом заливки балансировать на машине каждую опоку путем
перестановки положения груза - противовеса. Все эти моменты весьма сдерживают процесс продвижения центробежных машин в ювелирную отрасль.
· Весьма привлекательно для ювелиров выглядят новые разработки литейных вакуумных машин, в которых индукционную плавку металла проводят в
защитной среде, а заливку металла осуществляют в вакуумируемую форму через донную часть тигля. Еще более совершенными выглядят вакуумные
индукционные машины, в которых допускается возможность создания избыточного давления для подпрессовки жидкой в фазы металла в момент окончания заполнения формы.
· Так же большую роль в ювелирном производстве играет процесс плавки, который во многом зависит от типа используемой печи.
Наиболее предпочтительно использование индукционных печей или установок с регулировкой мощности нагрева, которые быстро,
с минимальным угаром благородного металла позволяют достигнуть температуры литья металла. При этом, электромагнитное поле индуктора
обеспечивает не только нагрев, но и перемешивание жидкого металла, которое дает однородность и гомогенность сплава от низа до верха
заливаемой формы. Все это немаловажно для качественного ювелирного литья.
· Существуют также метод совместного литья под давлением и вакуумного всасывания и совместное применение центробежного литья и вакуумного
всасывания, однако из-за сложности литьевых механизмов они не нашли широкого применения. · В настоящее время применяют литьевые машины,
однако из-за высокой цены установок и расходных материалах, большого срока окупаемости и ограничений литьевых машин, чаще всего
используют обычную индукционную печь, вакуумный насос и рессивер. Иногда этого достаточно, чтобы делать шедевры.
Эталоном модели называется оригинал - образец будущей отливки
· Металлическая модель снабжается воронкообразным литником и с нее снимается резиновая форма. Материал для изготовления эталона не должен менять свои
свойства, разрушаться в процессе вулканизации резиновых пресс-форм, химически взаимодействовать с резиной. Параметр шероховатости поверхности эталона
должен быть не ниже требуемого для получаемых по нему отливок: раковины, царапины, вмятины на его поверхности недопустимы. Размеры эталона должны
превышать размеры готовой модели (на 5 - 6 %) с учетом общей усадки металла при затвердении отливок и припуска на механическую обработку.
· На предприятиях ювелирной промышленности для изготовления эталона обычно используют золото пробы 585, причем поверхность его покрывают родием для
нейтрализации действия азотной кислоты, выделяемой в процессе вулканизации. Резиновая пресс-форма предназначена для получения восковых моделей отливок.
Пресс-формы изготовляют как из импортных, так и из отечественных сортов резины. Различают разрезные и разъемные пресс-формы.
Процесс изготовления разъемных пресс-форм · Опоку основанием устанавливают на гладкую опорную поверхность и заполняют
пластилином, в пластилин вдавливают (до половины) эталон модели. На первую опоку устанавливают вторую и заливают их водно-гипсовым раствором. Когда
гипс затвердеет, опоки переворачивают, пластилин удаляют, а освободившееся пространство опоки заполняют небольшими кусочками сырой резины . Эталон
остается (наполовину) в гипсе, в котором делаются углубления для возможности получения в дальнейшем выступов резиновой формы. Опоки устанавливают на
вулканизационный пресс, на котором в течение 45 - 60 мин при температуре 150 - 160 °С производят вулканизацию кусочков резины. После вулканизации
гипс разбивают и удаляют из опоки. Эталон извлекают и тщательно очищают. Резиновую пресс-форму тоже очищают, посыпают тальком и снова укладывают
в нее эталон. Затем опоку устанавливают так, чтобы готовая резиновая пресс-форма находилась внизу, а пространство, занятое до этого гипсом, заполняют кусочками
сырой резины. Опоки вновь устанавливают на вулканизационный пресс для вулканизации резины второй части пресс-формы. После этого эталон отделяют
от резиновой пресс-формы и прорезают в ней литниковый канал. Процесс изготовления разрезных резиновых пресс-форм
· Эталон модели помещают между двумя резиновыми пластинами соответствующей толщины, затем производят их вулканизацию под прессом, во время которой
эталон вдавливается в разогретую, размягченную резиновую массу. Для отделения эталона пресс-форму необходимо разрезать, что является недостатком этого
метода. Восковую модель получают путем заливки резиновых пресс-форм воском в инжекционной установке. Перед запрессовкой пресс-форму тщательно очищают
и смазывают эвкалиптовым маслом или водно-глицериновым раствором. Запрессовку модельного состава (воска) в пресс-форму производят при температуре 60
- 85 °С и давлении 2 - 15 Па. После запрессовки пресс-форму в течение 1 - 1,5 мин охлаждают в холодильнике. Готовые модели напаивают в виде
елочки вокруг воскового стояка. "Елки" из воска ставят на резиновое основание. Сборный модельный блок обезжиривают в спирте или четыреххлористом
углероде и просушивают в естественных условиях. Для обезжиривания можно использовать и мыльный раствор, промыв затем блок в холодной воде и обсушив
его в естественных условиях. Последнее время, для материалов модели используют парафин с добавкой 5 полиэтилена при температуре 80° под давлением.
Литейные формы (заливка опок) · Литейные формы изготовляют из огнеупорной формовочной смеси на вибровакуумной
установке. Операцию выполняют в таком порядке: раствор из формовочной смеси и дистиллированной воды (0,3 - 0,4 л на 1 кг смеси) тщательно перемешивают,
а затем для удаления воздуха вакуумируют в течение 2 - 3 мин при давлении не более 0,075 Па; одновременно в металлические опоки устанавливают модельные
блоки. · Опоки затем помещают в установку, заливают формовочной смесью и вакуумируют 2 - 3 мин при давлении не выше 0,075 Па .
· Через 40 - 60 мин, когда формовочная смесь затвердеет, с опок снимают резиновые уплотнители, а формовочную смесь подрезают на торцах литейной формы; поместив затем
литейную форму в сушильный шкаф и выдержав ее там в течение 1 - 3 ч при температуре 90 - 100 °С, выплавляют модельный состав. Воск обычно собирают
в поддон из нержавейки, помещенный на дно муфельной печи , поддон вынимают, воск используют повторно.
· После выплавления модельного состава литейные формы прокаливают в прокалочных печах по особым режимам: нагрев от 20 до 150 °С в течение 0,5 ч, выдержка
при температуре 150 °С в продолжение 3 ч; нагрев от 300 до 700 °С в течение 3 ч, выдержка при температуре 750 °С в течение 3 ч.
Отливкa · Отливки получают следующим образом: прокаленные литейные
формы заливают расплавленным металлом на установках для центробежного литья, установках "Вакуум-металл" или специальных
вакуумных индукционных литейных машинах - о преимуществах которых знают все ювелиры.
· Температура опоки для заливки для сплавов СрМ 875, СрМ 916, ЗлСрМ585-80, ЗлСр750-150 - 400...580 °С, а для сплава ЗлМНЦ-750 - 500...600 °С.
· Температура жидкого металла должна быть выше температуры плавления на 50-200 градусов в зависимости от сплава и формы изделий.
· Невысокая температура не даст металлу хорошо пролиться, большой перегрев и наличие кислорода дает поры. · В любом случае оптимальную температуру
опоки и расплава литейщики подбирают самостоятельно, из собственного опыта, поскольку в большинстве случаев приборы измеряющие температуру
имеют погрешности, термопары имеют инерционность и установлены в прокалочных печах по разному. · Не следует пренебрегать рекомендациям поставщиков формовочных смесей и поставщиков лигатуры.
· Литейные формы, залитые сплавами золота и серебра, охлаждают в воде, а залитые сплавом ЗлМНЦ - в естественных условиях. После охлаждения отливки
выбивают из литниковых форм, очищают от формовочной смеси , а затем отбеливают. | |
• Метод является, безусловно, прогрессивным, его применение
значительно повышает производительность труда, расширяет ассортимент изделий, сокращает потери драгоценных металлов. В ювелирном деле
является наиболее распостраненным методом изготовления ювелирных изделий.
Так выглядят золотые елки после отливки на литейных машинах в защитной среде.
Отливки получены на литейных
машинах компании ИНДУКЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ.
Серебрянная ёлочка после извлечения из опоки и отмывки формомассы, темный цвет - результат взаимодействия серебра и компонентов формовочной смеси.
Песле обработки в галтовке и небольшой полировки, изделия можно отправлять на опробирование. |